Пятница, 19.10.2018, 23:02
Приветствую Вас Гость | RSS

ГБОУ СОШ № 2 "ОЦ" с. Большая Черниговка

Наш опрос
Вам нравится школа ?
Всего ответов: 821



 
 

 
Самарская областная детская библиотека

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Л.А. Бутенко, учитель биологии ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Черниговка.

 

Экологическая компетенция - это совокупность способностей, которые помогают личности гармонично сосуществовать с природной средой. Она помогает минимизировать ущерб от жизнедеятельности человека, который может наноситься живой и неживой природе. Одновременно это и знания об опасности, которую окружающая среда может представлять для личности. В состав этой компетенции входят знания о природной среде, умения и навыки (природосбережения, защиты себя от негативного влияния техносферы), отношение к природе как к одной из величайших ценностей человеческой жизни.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера.

Особое внимание я уделяю экологическому образованию в урочной деятельности учащихся, целью которого является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п..

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся на уроках, а также участие школьников в разработке собственных экологических проектов, создание электронных презентаций, экскурсии, акции, экологические игры, использование интернет ресурсы. Формирование экологического образования учащихся на моих уроках биологии происходит через:

  • Получение экологических знаний
  • Развитие экологического мышления
  • Развитие навыков и умений экологической исследовательской деятельности
  • Участие в практической экологической деятельности
  • Формирование экологической культуры учащихся
  • Системность формирования экологических знаний.

На своих уроках-играх я стараюсь не только дать детям знания по основам биологии, но и научить их видеть красоту мира в обыденном, восхищаться прекрасным, воспитать сознательное, бережное и заинтересованное отношение к окружающей природе. Также дети знакомятся с экологическими проблемами планеты, области, района, родного села, с тем, как неблагоприятная экологическая обстановка влияет на здоровье людей и что нужно делать, чтобы сохранить окружающий мир. Экологическое образование в школе развивает у учащихся интерес и любовь к природе. Увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению и деятельности в природе.

Разработка урока по биологии. 11 класс.

Слайд - 1

Тема урока: Организм и среда. Экологические факторы.

Цели урока: раскрыть понятия «экология», «задачи экологии», «экосистема»; углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы; раскрыть воздействие факторов неживой природы на живые организмы; рассмотреть приспособления живых организмов к изменениям температуры, недостатку воды и т. д рассмотреть различные виды взаимоотношений организмов в природе, их роль в формировании биологического разнообразия и равновесия в экосистемах; развивать умения анализировать данные и делать обобщения; расширять кругозор учащихся

Оборудование: СD – «КиМ» Общая биология – 11 кл., слайды к мультимедийной презентации, дополнительная литература, статьи

План урока:

I. Организационный момент

1. Мотивация учащихся на изучение нового материала

2. Объяснение задач урока:

Слайд – 2

Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача: раскрыть понятия «экология», «задачи экологии», «экосистема»; углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду

II. Изучение нового материала

Слайд - 3

1.Экосистема как функциональная единица биосферы (рассказ учителя с элементами беседы). Как организм состоит из отдельных клеток, так и биосфера состоит из своих функциональных единиц – экосистем.

слайд - 4

2.Наука экология ‼Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой Oikos – дом, убежище и logos – наука, учение ---- наука о «земном хозяйстве»

Слайд - 5

Термин «экология» был впервые применён немецким биологом Эрнестом Геккелем в 1869 г. С середины 50-х гг. 20 века значение экологии и сферы приложения стали значительно расширятся, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на стыке физики, биологии и общественных наук. С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на две:

Теоретическая экология - вскрывает общие закономерности организации жизни.

Прикладная экология - изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов.

Область экологии → организмы → популяции → сообщества

3. Задачи экологии - (сообщения учащихся)

Давайте определим, в чём же заключаются задачи экологии?

4. Среда обитания (рассказ, беседа).

С 5 класса мы знакомы с термином среда обитания - Как вы понимаете этот термин?

Слайд 6-9

5. Экологические факторы - (схема в тетради, запись определений) – П/П стр. 79.

Разные экологические факторы действуют на организмы определенными путями. Соответственно организмы имеют морфологические, физиологические, поведенческие приспособления к ним. Давайте вместе дадим определения и характеристику Экологическим факторам Абиотические Биотические Антропогенные

Слайд 10-11

6. Закономерности влияния экологических факторов на организм (рассказ учителя).

Большинство экологических факторов постоянно изменяются во времени и пространстве, причём эта изменчивость может быть регулярной, периодической (например, смена суточной освещённости, сезонные изменения температуры, приливы и отливы, уменьшение количества кислорода при подъёме в гору и др.) или нерегулярной (изменения погоды, наводнения, лесной пожар).

Подумайте! Отчего зависит степень воздействия экологических факторов на живые организмы?

Давайте схематично представим действие экологического фактора на организм – рис 151, стр.307

Закон оптимума: зона оптимума, угнетения, диапазон выносливости, стрессовые зоны Ограничивающий или лимитирующий, фактор- фактор, сильнее всего влияющий на популяцию (организм).

Слайд – 12,13

Впервые на существование ограничивающих или лимитирующих, факторов обратил внимание немецкий химик Юстус Либих Давайте послушаем о деятельности этого учёного и сформулируем закон минимума Либиха ‼

Правило Либиха или закон минимума Либиха - (сообщение учащегося)

А теперь подумаем, что же составляет совокупность всех этих факторов?

Слайд - 14

Да - это экологическая ниша – т.е. совокупность всех факторов, которая требуется для существования вида Экологическая ниша - от французского - Niche - гнездо (Ecologic niche)

Экологическая ниша - место в биогеоценозе, которое занимает вид, не конкурируя с другими видами за источник энергии. Экологическая ниша есть совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе. Обычно экологические ниши заняты одним видом.

Слайд 15

Экологическая ниша - по Ю.Одуму - профессия вида. Юджин Одум ( 17 сентября 1913, Нью-Порт Нью-Гэмпшир, США—10 августа 2002, — известный американский эколог и зоолог, автор классического труда «Экология», который до сих пор являются лучшим в мире трудом по теории экологии.

Слайд - 16

III.Закрепление знаний:

Закрепление знаний производится в форме игры "Блиц - опрос ” методом вопрос-ответ. За правильный ответ 1 балл, в конце подводятся итоги. Сейчас самостоятельно Мы выполним задания. Вы слушайте внимательно: Я проверю ваши знания. Вопросы буду я читать, Вы приготовьтесь отвечать И на своих листочках Ответы краткие писать.

IV. Подведение итога урока - (оценивание)

Все потрудились сегодня на славу

Я много хороших оценок поставлю.

Знанья, надеюсь, ваши прочны,

Ведь в жизни они вам, бесспорно, нужны.

Слайд -17

V. Домашнее задание:

 § 51., ответить на вопросы 1-5 стр. 309

Дома текст перечитать, уметь на все вопросы отвечать.

И закрепите свои знания, после параграфа, выполнив задания.

 

Прозвенел звонок,

Закончился урок.

Все мы, непременно,

Отдохнём на перемене.

 

Статистика

     


   Круглосуточная телефонная линия
   "Ребенок в опасности"

   Следственный комитет Российской Федерации

   http://samara.sledcom.ru/news/910257/.

   Следственный комитет Самарской области

   http://samara.sledcom.ru/news
.

   Телефон доверия: +7 (846) 339-12-87

   Телефон: +7 (846) 332-20-93

   Телефонная линия "Ребенок в опасности: +7 (846) 339-12-88



 



Прокуратора Самарской области
Справочная по обращениям
в прокуратуру Самарской области
+7(846)-333-35-98, 333-54-28
 
Прокуратура Большечерниговского
района
446290, с. Большая Черниговка,
пер. Базарный, 27
т.:8(846-72)2-15-56
Прокурор: Рубцов
Вадим Александрович

 

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов







Copyright MyCorp © 2018